Оказывается, ровно 27 секунд мы с вами тратим на один объект созерцания как посетители музеев, выставок, различных экспозиций. Цифра 27 – разумеется, - средняя: нас всех «сложили и поделили», точнее наше время. Знаменитый и до сих пор неизвестный современный художник Бэнкси так сформулировал заветную мечту: «Хочу, чтобы зритель смотрел на мою картину столько же времени, сколько я её исполнял!». Что и говорить, - погорячился, да он и сам это знает, оговорив свою мечту, как Святой Грааль – недостижимое, неисполнимое, но вечно зовущее к себе. И 27 секунд времени нашей жизни, - немалая дань всем пишущим и рисующим, - это очень ценное подношение внимания. Само слово «внимание» связано с древним славянским «вън», что явственно указывает – внутрь, вглубь, в сердцевину, - внять, чтобы понять. Загадка всех загадок – что из чего вырастает, - внимание из тишины и примолкания, или напротив, из корней внимания рождаются моменты тишины. Что тут семена, что тут корни, что производное? Или это нерасторжимое единое поле? Для упрощения – подумаем и назовем эти 27 секунд тихого внимание – семенами, зернышками, - которые могут дать всходы. Чтобы трата времени обернулась инвестицией – нужно просто дождаться своих реакций, дождаться своего внимания ко внутреннему отклику, - так убеждают нас знающие люди. «Искусство не требует специальных знаний, оно требует внимания к собственным реакциям. Вы перестаёте скользить по поверхности мира и начинаете видеть его слои». Сегодня это глубокое смотрение стали называть «присутствием». Такое внимание к своему отклику, внутренний диалог с собой делает время созерцания не утратой, а зерном – новой возможностью, новым содержанием, - потенциалом. Мой Святой Грааль – чтобы уделённое моими зрителями внимание стало не тратой времени, но обернулось пусть крошечным, но светлым мерцанием в памяти, совсем волшебно рикошетом привело бы к своим мыслям, воспоминаниям. Экспозиция выставки включает в себя работы на шёлке – цветы, деревья; шёлковые свитки и графику по стихам поэтов Японии. Пять свитков на шёлке «Да, скифы мы!..» выполнены в смешанной технике, посвящены персонажам и орнаментиве древних войлоков Алтая – ковров и скульптур. Уникальность ушастых грифонов, удивительных рогатых фениксов, крылатого и рогатого человека – сфинкса захватывает воображение, они представлены прорисями на свитках, их главные персонажи. Декоративные элементы на шнурах заполнены изображениями Мирового Древа и ушастыми грифонами в авторской интерпретации, но в пластике, производной от аппликаций древнейшего войлочного ковра. Четыре шёлковых свитка «Гербарий безмерности» посвящены стихам Марины Цветаевой и её переписке с Борисом Пастернаком. Письмо, словно засушенные цветы и листья в гербарии, дословно документируют прошедшие бури в душе и в жизни. Даже конверты, в которые они были вложены – важные свидетельства путешествий этих писем, передач из рук в руки и возможности вместить в бумажные листы всю безмерность чувств и переживаний неординарных и страстных поэтов. Графика со стихами японских поэтов разных времен, от древних до современных, по замыслу автора, - маленький, «летучий каталог молчаний», - сборник тишины разного качества. Неожиданная мысль, горестные или радостные наблюдения, - всё нуждается в миге тишины. И она, тишина, всякий раз иная, меняющая того, кто вместе с поэтом разделил этот взгляд, эту мысль. И печальная, и умиротворяющая, и порой необъяснимая, - эта тишина на мгновение ведёт нас вглубь, внутрь себя… И мы вправе там, внутри, немного помедлить: куда направлено внимание – туда течёт энергия. Наше время, потраченное на созерцание, трансформируется в питающий нас самих поток. Зёрнышко тишины расцветает внутри нас…или станет корнем для чего то нового?