НАРОДНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ПРОМЫСЕЛ

+7 (3852) 36-98-70

г.Барнаул

ул. Димитрова, 85 а

http://vk.com/club94962127

 

20.04.2018 16:45

Музей «Город» готовит выставку художественной керамики именитых мастеров

Газета "Вечерний Баранул".  http://info-vb.ru

Апрель 2013:262018 Глеб Колесников

В выставочном зале музея «Город» (пр. Ленина, 111)  26 апреля откроется юбилейная выставка барнаульского предприятия «Турина гора». В экспозицию войдет более 150 наиболее ярких керамических изделий именитых мастеров, работающих под объединенным брендом.

Фото Андрея Чурилова

Открывая предприятие 30 лет назад, его руководитель Владимир Москвитин задался целью создать по-настоящему уникальный продукт. В поиске собственного оригинального стиля в керамике он и его единомышленники за годы труда и экспериментов пришли к уникальной технологии – живописи на фаянсе. Наполнив форму и содержание керамических изделий новизной, туриногорский стиль сохранил при этом верность классике. Сегодня, как и прежде, 13 художников-керамистов, в числе которых народные мастера Алтайского края, регулярно представляют этот продукт на крупнейших отечественных и зарубежных выставках и конкурсах, откуда не возвращаются без побед и призовых мест. За 30-летнюю историю создания барнаульского бренда мастера «Туриной горы» прошли творческий и технологический путь от создания с нуля небольшого цеха до крупнейшего в Сибири центра художественной керамики.

Подъем на гору

— Владимир Михайлович, расскажите о становлении предприятия и происхождении названия.

— В поиске свободной мастерской я волею судьбы познакомился с художником-керамистом Надеждой Петровой. Она была дипломированным специалистом – выпускницей Иркутского художественного училища. Одновременно с этим узнал, что на Барнаульском кирпичном заводе есть запасы глины и свободная территория. Вскоре удалось договориться с руководством и открыть кооператив. В Барнауле он был одним из первых. Закон «О кооперации в СССР» вступил в силу в марте 1988 года. Мы открылись 18 апреля. Назвались просто – «Керамика». Понимая, что коллектив только формируется, начали искать свою тему, свое понимание керамики, выбирая при этом название. Остановились на «Туриной горе». Это историческое для Барнаула место, где были найдены скифские поселения и следы их керамического искусства. Решение принимали продуманно – общались с краеведами, копались в архивах.

— Как вам удалось объединить художников, настоящих мастеров, причем индивидуалистов, для работы под одним брендом?

— Тогда для художников начался новый период. Госзаказы прекратились. Многие оказались в свободном полете. Я был энтузиастом и на тот момент больше бизнесменом и организатором, чем художником. Работа с керамикой вдохновляла, открывала для меня много нового. И люди, которые приходили, понимали меня. Так формировалась команда. Мы быстро росли, потому что всегда находили время и средства для участия в выставках. Нас заметили и взяли в Ассоциацию народных художественных промыслов России, а там стали привлекать к еще более интересным проектам. В 1994 году нас уже приглашали к участию в международных выставках от имени страны. Мы посетили Швейцарию, Италию, Англию.

Тайна, покрытая лаком

— Свою технологию создания фаянсовой живописи «Турина гора» держит в секрете. В чем ее уникальность?

— В том, что мастер еще до обжига должен расписать и соблюсти все нюансы с учетом преломления изображения в огне. Для этого каждый мазок должен быть нанесен с особой точностью. Обжиг – это отдельная наука. Мы порой сами не понимаем – стоит перегреть всего на пару градусов, и цвет мгновенно изменяется. Тем более что на производстве печник должен постоянно снижать и увеличивать температуру, ориентируясь на форму и размер изделия, потому что для каждого из них предусмотрена своя выдержка. Приходится играть словно на фортепиано.

— Сегодня «Турина гора» – единственный крупный центр производства художественной керамики в Сибири?

— Раньше он был далеко не самым крупным. Например, в Томске действовал Богашёвский завод художественной керамики, на котором работало более 1000 человек. Подобные предприятия, со своей технологией и традициями, были и в Омске, и в Иркутске. К сожалению, все они исчезли. Мы удержались, потому что оказались достаточно гибкими в бизнесе. Есть промыслы, которые соблюдают традиции, но при этом очень медленно движутся вперед. Мы, представители молодого промысла, позволили себе импровизировать. И тот стиль, к которому пришли, продолжает себя оправдывать. Если бы просто повторяли за кем-то, думаю, не выжили бы.

Стимул к развитию

— Что сегодня представляет собой рынок художественных изделий народного промысла и как он развивается?

— В Алтайском крае он достаточно широк и разнообразен за счет губернаторских программ, по которым художники смогли получить первую помощь – гранты и субсидии на оборудование и инструмент. Благодаря этому раскрылось много интересных мастеров. Мы тоже получали поддержку. По линии краевого управления по культуре нам оплачивали поездки на выставки. Через управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры край компенсировал нам затраты на оборудование. Это серьезный стимул для развития ремесел.

Владимир Москвитин: «Промысел – это в первую очередь преемственность, когда заслуженные мастера являются лидерами и учат молодых. Даже за десятки лет один человек не может постичь всего. Передача опыта важна во многих видах творчества. В керамике это просто необходимо».

http://info-vb.ru/2018/04/20/unikalnomu-barnaulskomu-narodnomu-hudozhestvennomu-promyslu-30-let/

Последнее обновление: 23.05.2018 12:02
Прочитано раз: 151
Автор: Глеб Колесников

Комментарии

Ваш комментарий:









Каталог товаров Каталог организаций СОЗДАТЬ САЙТ - бесплатно